Открытка голубь май


1 занятие   голубь открытка голубь май                           Звук и буква

Задачи факультатива

     На земном шаре насчитывается более 2000 языков. На таких языках, как русский, английский, испанский, китайский, говорят сотни миллионов людей. А есть языки, на которых говорят всего несколько десятков человек; например, языком людей, живущих в Ленинградской области, пользуются всего около 50 человек; на языке жителей острова Пасхи говорят всего несколько сотен человек. Языки отличаются один от другого и своей фонетикой. Например, в абазинском языке, одной из народностей Кавказа, имеется 80 согласных звуков и всего 2 гласных. Отличаются языки и грамматическим строем. Так, в русском языке 6 падежей, а в английском? (вопрос учащимся). Правильно, их всего 2. А вот в одном из кавказских языков 52 падежа. Каждый язык живет своей жизнью, развивается по определённым законам, имеет свою историю. Только человек при помощи звуков, из которых состоят слова, может передавать свои мысли  другим людям и таким образом общаться с ними. Язык в словах закрепляет наши мысли, наше знание об окружающем мире. Через слово мы узнаём то, чего сами не видели. Так, расшифровав надписи на вазах, черепках, табличках, найденных при археологических раскопках, учёные узнали, как жили люди за тысячи лет до нас. Язык, таким образом, хранит и бережёт почти всё с древнейших времён до современности. Наука о языке (её называют лингвистикой или языкознанием) охватывает широкий круг вопросов: изучает звук и словарный состав языка, раскрывает значение слов и их строение, устанавливает законы изменения слов при соединении их в предложения, нормы произношения слов и их написания, занимается историей языка. Учёные-языковеды собирают и изучают языковые материалы, помогающие раскрыть историю народа, его прошлое, намечают пути дальнейшего его развития. Языковеды помогают нам понять значение слов, которые сохранились в языке только в определённых сочетаниях.

(Вопросы учащимся)

- Как вы понимаете выражение «от доски до доски»?

- «косая сажень в плечах»?

- «семи пядей во лбу»?

     (От доски до доски – другими словами от начала до конца что-нибудь прочитать, знать.) В старину переплёты книг делали не из картона, как теперь, а из досок и обтягивали их кожей с металлическими застёжками, поэтому прочесть от доски до доски означало: прочесть от начала до конца.

     Косая сажень в плечах, семи пядей во лбу. До введения метрической системы мерами длины были верста, сажень, аршин. Выражение косая сажень в плечах употребляем, говоря о статном, широкоплечем человеке. Но ещё раньше, чем сажень, аршин, мерами длины были пядь, локоть. Пядь – это протяжение между большими и указательными пальцами, растянутыми по плоскости. Слово пядь осталось в нашем языке в выражении семи пядей во лбу, которое употребляется для обозначения очень умного человека.

Учитель.

      Чтобы знать язык, далеко не достаточно знать его орфографию и пунктуацию. Язык многогранен, сложен, и факультатив по русскому языку в 5 классе раскроет лишь немногое о многом. Но чем больше мы о нём будем знать, тем больше будем его любить. Русский язык – это наша гордость. Вот какой совет нам дал русский классик Лев Николаевич Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия. Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь, что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать всё знаками…»

Учитель сообщает тему занятия

Учитель.

   Вы все, очевидно, бывали в лесу, видели и, наверное, собирали ягоды: чернику, бруснику, клюкву. Расскажите, как они растут. (Ученики пытаются это сделать.)

   А теперь послушайте писателя М.М. Пришвина и сравните его наблюдения со своими. Читается текст:

   «Кто никогда не видал, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. Вот, взять ягоду чернику – та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черничинки, чёрные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Ещё растёт в болоте голубика кустиком – ягода голубая,  более крупная, не пройдёшь, не заметив. В глухих местах, где живёт огромная птица глухарь, встречается костеника – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе. Только у нас одна единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много её соберётся на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод…» («Кладовая солнца», глава IX).

   Члены кружка пытаются объяснить, почему Михаил Пришвин сумел так точно описать названные растения. Обобщая высказывания, учитель подчеркивает, что люди наблюдательны по-разному. Одни видят тончайшие оттенки цвета, другие подмечают всевозможные очертания предметов, третьи улавливают малейшие изменения, вариации звуков и т.д.

    А сейчас проверим, насколько наблюдательны вы, как вы умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы записывайте их так, как слышите. Читаю: с Тамарой, с тётей, с братом, с Димой, с Шурой, с Женей. Проверяем. Перед всеми этими словами стоит один и тот же предлог с, но произносится  и слышится он по-разному: [c]  Тамарой

                                             [c`] тётей

                                             [ з]  братом

                                             [з`]  Димой

                                             [ш]  Шурой

                                             [ж] Женей

   Как вы убедились, и звуки речи не все слышат одинаково.

   В чём причина этого? Прежде всего … в букве. Многие привыкли обращать основное внимание на письмо, видеть в нём главное, а в произнесённом звуке – второстепенное. В действительности же буква – только условный знак для передачи звука, письмо – лишь отражение звучащей речи.

   Когда говорят о языке, то обычно имеют в виду, прежде всего, звучащую речь, способность человека произносить звуки, которые образуют слова. Разговор о языке мы и начнём с его материи, природной основы – то есть звуков речи.

   Установление отличий звуков и букв, с помощью которых они изображаются, является одним из самых замечательных открытий науки о языке.

   Источником звуков является речевой аппарат человека (лёгкие, гортань, полости рта и носа); для восприятия речи служит наше ухо.

   Буква – это знак, условное обозначение для передачи того или иного звука. В русском языке 33 буквы, а звуков намного больше. Однако с помощью имеющихся у нас 33 букв мы можем передать многообразие человеческой речи. Одна буква может соответствовать разным звукам, например: водный – вода (вада); разные буквы могут обозначать один и тот же звук: плод (плот) – плот. Иногда сочетание звуков передаётся так условно, что из букв никак нельзя узнать, какие звуки они изображают. Например: заниматься –ться читается цца.

   В потоке речи одни звуки, встречаясь с другими, влияют друг на друга, уподобляются одни другим. Глухие перед звонкими озвончаются: пишем отделать, произносим о[дд]елать; пишем сделать, произносим[з]делать. В то же время звонкие перед глухими и на конце слов оглушаются: пишем подтянуть, произносим по[т]тянуть. Правда, приставки на з-с стали писать так, как произносим: рассказать, раздать.

   При произнесении некоторых групп согласных происходит упрощение. В словах грустный, звёздный не произносятся звуки т и д в сочетаниях стн, здн. В слове здравствуй не произносится первый звук в.

   Такие взаимодействия звуков упрощают нашу речь, вернее, «говорение».

   Изменения звуков под влиянием окружения мы не замечаем, что и помогает нам узнавать значимые части слова – корни, приставки, суффиксы, следовательно, и легко понимать слова.

   Изучая звуковой состав речи, мы наблюдаем и другие явления, например, выпадение слога. Вот какая интересная история произошла со словом близорукий, обозначающим: не видящий далеко. Образовалось оно из сложного слова близозорок, в котором повторяется слог зо. Один слог вытеснился другим; слово стало выглядеть так: «близорок», стало непонятным, и потому было переосмыслено. Вторая часть слова сблизилась со словом рука. Получилось слово близорук, то есть видящий не далее своих рук, иначе: не видящий далеко.

   Ещё пример. В слове свидетель мы пишем в корне и по ассоциации со словом видеть, в то время как оно образовалось от слова ведать – знать.

   Итак, для овладения языком важен и речевой слух, и умение различать звук и букву.

Игра «Заблудился»

   Ведущий читает карточку. Прослушав, играющие должны догадаться, в каком слове «заблудился» звук и поставить его на место.

Ведущий.

                                               Неизвестно, как случилось,

                                               Только звук-то заблудился:

                                               Заскочил он в чей-то дом

                                               И хозяйничает в нём!

Содержание карточек:

                                      1. Закричал охотник: Ой!

                                    Двери гонятся за мной!                                          (звери)

                                2. На виду у детворы

                                    Крысу красят маляры.                                             (крышу)

                             

                                3. Посмотрите-ка, ребятки,

                                    Баки выросли на грядке.                                          (маки)

                                4. Куклу выронив из рук,

                                    Маша мчится к маме:

                                    - Там ползёт зелёный лук

                                    С длинными усами!                                                    (жук)

                                5. Говорят, один рыбак

                                    В речке выловил башмак,

                                    Но зато ему потом

                                    На крючок попался дом.                                             (сом)

 

                                6. Тает снег. Течёт ручей.

                                     На ветвях полно врачей.                                            (грачей)

                                7. Мы собирали васильки,

                                    На головах у нас щенки.                                              (венки)

                         

                                8. Старый дедушка Пахом

                                    На козе скакал верхом.                                                 (коне)

                                9. Жучка будку не доела:

                                    Неохота, надоело…                                                         (булку)

                               10. На пожелтевшую траву

                                     Роняет лев свою листву.                                                   (лес)

                               11. Мама с бочками пошла                                                 (дочками)

                                     По дороге вдоль села.                        

                                12. Миша дров не напилил,

                                      Печку кепками топил.                                                 (щепками)    

                                13. Синеет море перед нами,

                                       Летают майки над волнами.                                       (чайки)

                                14. Сели в ложку – и айда!                                                 (лодку)

                                      По реке – туда-сюда.

                                15. Забодал меня котёл,                                                        (козёл)

                                      На него я очень зол.

                                16. Врач напомнил дяде Мите:

                                      Не забудьте об одном:

                                      Обязательно примите

                                      Десять цапель перед сном.                                             (капель)

                                17. На болоте нет дорог.

                                      Я по кошкам – скок да скок!                                        (кочкам)

                                18. На волке сметана, творог, молоко.                             (полке)

                                      И рад бы поесть, да достать нелегко.

Отгадайте:

                                      С глухим согласным – наливаюсь в поле,                            (колос -

                                      Со звонким – сам звеню я на раздолье.                                     голос)

                                      С глухим – траву она срезает,                                                (коса -

                                      Со звонким – и листочки объедает.                                               коза)

                                      Ты меня, наверно знаешь:

                                      Я в сказке Пушкина герой.                                              (Елисей -

                                      Но если л на н мне сменишь,

                                      Сибирской стану я рекой.                                                          Енисей)

                                      С б мучительной бывает,                  (боль)

                                      С м одежду пожирает,                      (моль)

                                      С р актёру я нужна,                           (роль)

                                      С с для повара важна.                        (соль)

   Игра и загадки дают возможность учителю показать, что слово – основной элемент нашей речи – состоит из звуков. Слово – это сочетание определённых звуков, данных в определённой последовательности, с ним связано известное значение. Изменив тот или иной звук, мы нарушим слово, с которым связано определённое значение.

   Продолжаем игры.

«Кто больше»

   Ведущий произносит односложное или двухсложное слово и предлагает изменить в нём тот или иной звук, чтоб получилось новое слово (имя существительное), например: дом – том, ком, сом, лом, дым, Дон; гора – пора, нора, горе…

 

   Выигрывает тот, кто за определённое время наберёт больше слов.

«Кто скорее»

   Ведущий предлагает написать 5 слов, в которых больше будет звуков, чем букв, и 5 слов, в которых больше будет букв, чем звуков. Выигрывает тот, кто скорее выполнит задание.

«Задача-шутка»

   Превратить реку в море, изменяя в каждом последующем слове одну букву. (Река-рука-лука-луза-лоза-поза-пора-гора-горе-море.)

Практическая работа

   Прочесть написанное на доске и определить, чем отличаются со звуковой стороны выделенные слова, и что можно сказать об ударении в других словах.

   Инженерный замок – одна из достопримечательностей Петербурга.

   Вчера мы купили новый дверной замок.

   Впереди виднелись горы. С горы виднее.

   Партер, километр, портфель.

   Учитель.

    В русском языке ударение свободное, или разноместное, т.е. оно может падать на любой слог слова, на разные его морфемные элементы – приставку, корень, суффикс, окончание. Во французском  же ударным слогом является последний; пришедшие оттуда к нам слова сохраняют это ударение.

    Для большинства слов ударение строго определённо, т.е. его невозможно перенести на какой-нибудь другой слог, оно является особым признаком слова. Подвижность ударения в современном русском языке используется для различения некоторых слов по смыслу. (замок – замок), для различения грамматических форм одного и того же слова (горы – с горы).

   Ударение в русском языке важно и для правописания, так как в неударном положении звуки, обозначаемые буквами а, о, я, е, и, произносятся неясно.

   В заключение учитель отмечает важность звуковой произносительной стороны в создании выразительности, эмоциональности речи, в правильном и более глубоком понимании содержания.

                               


Источник: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/18/fakultativnyy-kurs-po-russkomu-yazyku-puteshestvie-v-stranu



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

8000 основных английских слов для свободного Поздравление женщине с днем рожденья дочери


Открытка голубь май Календарный план на неделю по теме Весна
Открытка голубь май Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и
Открытка голубь май Факультативный курс по русскому языку
Открытка голубь май Полевая почта Википедия
Открытка голубь май В Городе
Открытка голубь май 04-ое стихотворение пятого религиозного цикла"НЕ ЗАБЫВАЙТЕ
Открытка голубь май Use Case в дизайне: пример применения пользовательских сценариев от
«Сонник Пожар приснился, к чему снится во сне Пожар» Все для праздника оптом шары, декор, упаковка ВКонтакте Как правильно составить письмо Красивые поздравления с днем рождения сестре Лучшие Николай Егорович Палькин. «Традиция свободная русская энциклопедия


Похожие новости